КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ МИНИМАЛЬНЫМ АССОРТИМЕНТОМ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
https://doi.org/10.19163/2307-9266-2017-5-1-49-63
Аннотация
доставление потребителям максимальных выгод, которые выражаются в улучшенном ассортименте, привлекательных ценах, сокращении случаев отсутствия необходимых товаров, упрощенном процессе покупки. В статье рассматривается структура ка-
тегорийного менеджмента и его роль в минимальном аптечном ассортименте, комплекс теоретических и практических вопросов, затрагивающих взаимосвязь перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и минимального ассортимента лекарственных препаратов. Предложен ряд новых элементов, дополняющих концепцию категорийного менеджмента, и сделаны соответствующие обобщения. Целью исследования являлось изучение влияния категорийного менеджмента на структуру в управлении минимальным ассортиментом лекарственных препаратов аптечной организации. Материалы и методы. В процессе решения поставленных задач были использованы методы маркетингового и экономико-математического анализа. Результаты и обсуждение. При проведенном нами анализе ассортиментного перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, обязательного для аптечных предприятий всех форм собственности, было выявлено, что данный ассортиментный перечень построен на основе списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Результаты нашего анализа обязательного ассортиментного перечня с позиции внутреннего катего-
рийного менеджмента показали, что 77.45% это лекарственные препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 46.08% препараты безрецептурного отпуска. Исходя из этого, следует, что достойную, прибыльную ценовую политику можно вести лишь с 22.55% перечня; разрабатывать стандарты
мерчандайзинга с 46.05%. Категорийный менеджмент дает возможность аптечному предприятию уточнить свою конкурентную стратегию и спланировать мероприятия по управлению ассортиментом. Заключение. Преимущества от применения категорийного менеджмента в управлении минимальным ассортиментом лекарственных препаратов аптечной организации заключаются в росте результативности мероприятий по стимулированию спроса, конкурентоспособном ценообразовании, эффективному мерчендайзингу. Одной из основных функций категорийного менеджмента является повышение эффективности взаимодействия между дистрибьютором (поставщиком, производителем) и аптечной организацией.
Об авторах
И. Ф. СамощенковаРоссия
старший преподаватель Кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармации
Р. Ю. Гаранкина
Россия
доцент, к.ф.н., кафедра УЭФ
Список литературы
1. Бузукова Е.А., Сысоева В.Б. Управление ассортиментом в рознице / Е.А. Бузукова, В.Б. Сысоева. – Категорийный менеджмент. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
2. Гурова Н. Новая технология управления: категорийный менеджмент / Н. Гурова. – Журнал «Корпоративные системы». 2003. № 37 (403).
3. Куликова О.А., Лаврентьева Л.И., Желткевич О.В., Соколова О.В. Закономерности формирования аптечного ассортимента / О.А. Куликова, Л.И. Лаврентьева, О.В Желткевич., О.В. Соколова. – Фармация. 2007. № 1. С. 19–21.
4. Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Российская газета. № 78. 14.04.2010.
5. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 № 2782-р (с изм., внесенными Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», 154 с.
6. Тарасевич В.Н., Новикова Н.В., Солонинина А.В., Одегова Т.Ф. Правовое формирование ассортимента товаров в аптечных организациях / В.Н. Тарасевич, Н.В. Новикова, А.В. Солонинина, Т.Ф. Одегова. – Современные проблемы науки и образования. – № 3. – 2003.
7. Невинная И.С. Аптечный минимум / И.С. Невинная. – Российская газета № 5310 (231). 13.10.2010.
8. Самощенкова И.Ф., Максимкина Е.А. Влияние обязательного ассортимента на экономику аптечного предприятия / И.Ф. Самощенкова, Е.А. Максимкина. – В сб.: Материалы ХV российского национального конгресса «Человек и лекарство». Тез. докладов. М.: 2008. С. 732.
9. Самощенкова И.Ф., Максимкина Е.А. Анализ ценовой доступности минимального ассортимента аптечного предприятия / И.Ф. Самощенкова, Е.А. Максимкина // В сб.: Материалы ХVIII российского национального конгресса «Человек и лекарство». Тез. докладов. М.: 2011. С. 541.
10. Многокритериальный анализ конкурентоспособности аптечного предприятия / И.А. Филина. – Учёные записки Орловского Государственного Университета. 2012. № 6. С. 347–350.
Рецензия
Для цитирования:
Самощенкова И.Ф., Гаранкина Р.Ю. КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ МИНИМАЛЬНЫМ АССОРТИМЕНТОМ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Фармация и фармакология. 2017;5(1):49-63. https://doi.org/10.19163/2307-9266-2017-5-1-49-63
For citation:
Samoshchenkova I.F., Garankina R.Y. CATEGORY MANAGEMENT IN THE MANAGEMENT OF MINIMUM ASSORTMENT OF THE PHARMACEUTICAL ORGANIZATION. Pharmacy & Pharmacology. 2017;5(1):49-63. (In Russ.) https://doi.org/10.19163/2307-9266-2017-5-1-49-63