ОБЗОРЫ, ЛЕКЦИИ
В обзорной статье указаны причины и механизмы возникновения мочекаменной болезни (МКБ), способы предотвращения МКБ, методы хирургического лечения, дистанционной, контактной литотрипсии, а также медикаментозное лечение мочекаменной болезни с помощью тиазидных диуретиков, цитратных смесей, препаратов магния, витамина В6 и фитопрепаратов. На основании анализа литературных данных дается заключение о возможности проектирования состава нового лекарственного средства с использованием нескольких систем воздействия: цитратного комплекса, фитокомпонентов, а также комплекса ионов магния с пиридоксина гидрохлоридом.
ФАРМАКОГНОЗИЯ, БОТАНИКА
В статье приведены результаты изучения анатомического строения надземной части хондриллы ситниковидной. В ходе исследования установлено, что стебель имеет пучковый тип строения, опушен простыми многорядными многоклеточными волосками, клетки которых заполнены бурым содержимым. Отмечено наличие клеток эпидермиса листа с утолщенными стенками. При исследовании соцветия определен характер опушения листочков обертки и язычковых цветков простыми одноклеточными волосками с оттянутой острой верхушкой и расширенным основанием, также для листочков обертки характерно наличие многоклеточных тонкостенных простых волосков со спадающими стенками, часто перекрученных и опушение завязи простыми тонкостенными многорядными волосками, направленными вверх или слегка отклоненными. Также одним из диагностических признаков, характерных для травы хондриллы ситниковидной, является наличие млечников.
Крапива двудомная (Urtica dioica L., сем.Urticaceae – крапивные) – популярное лекарственное растение. В нашей стране используются листья крапивы двудомной в качестве кровоостанавливающего средства, за рубежом корневища с корнями являются основной для получения препаратов для лечения аденомы предстательной железы. Ранее нами были изучены острая токсичность и диуретическая активность экстракта корневищ с корнями крапивы двудомной. Проводилось исследование антимикробной активности водных и спирто-водных извлечений из корневищ с корнями крапивы двудомной. Определение минимальной ингибирующей концентрации проводили с помощью метода двойных серийных разведений в бульоне. В качестве тестовых культур использовали микроорганизмы: Bacillus cereus, Candida albicans, Escherichia coli, Pseudomonas aeruginosa, Staphylococcus aureus. Исследование показало, что отвар и жидкий экстракт крапивы двудомной, полученный на основе 70% этилового спирта, не останавливают рост исследуемых микроорганизмов. Для жидкого экстракта крапивы двудомной, полученного на основе 40% этилового спирта, характерна слабая антимикробная активность.
Фирма NL International Enerwood Every производит свою продукцию в виде чаев: «Чай женское здоровье», «Чай здоровые почки», «Чай здоровые суставы», «Чаепитие для долголетия», «Витаминный чай», «Чай сильная печень», «Чай крепкое сердце», «Успокаивающий чай», «Чай чистые легкие». Наше внимание привлекли «Чай здоровые почки» и «Чаепитие для долголетия». В данной статье приводятся результаты морфолого-анатомического и качественного анализа компонентов чая.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ
В статье отражены результаты исследования подбора вспомогательных веществ для создания капсул. Приведена технология получения желатиновых капсул с маслом калины.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА
Спортивное питание является относительно новой, но достаточно перспективной группой товаров ассортимента аптечных организаций. В статье представлены результаты исследования потребительских предпочтений при выборе данной группы товаров. Исследования проводились методами анкетирования и интервьюирования. Полученные данные могут быть использованы аптечными организациями при формировании ассортимента и организации рекламных кампаний.
Одной из важнейших экономических категорий лекарственных препаратов является цена. Формирование цен на лекарственные препараты зависит от различных факторов: спроса, предложения, состояния экономики. Настоящая работа посвящена анализу состояния формирования цен на лекарственные препараты в действующих экономических условиях на региональном уровне. Задачей авторов было проведение маркетингового обзора с целью изучения реализации ценообразования в фармацевтических организациях Краснодарского края для определения ценовой доступности лекарственных препаратов.
Исследование посвящено оценке реализации биологически активных добавок аптечными учреждениями города Белгорода на основе методов фармакоэкономического анализа. Выявлены наиболее предпочтительные группы с точки зрения экономической выгодности.
В статье рассматриваются вопросы разработки методики обоснования передачи на аутсорсинг конкретного бизнес-процесса аптечных сетей с учетом риска на основе методов системного анализа, экспертного опроса, теории вероятностей и математической статистики, выделены бизнес-процессы аптечной сети для передачи на аутсорсинг. Для количественной оценки выполнения бизнес-процессов предложен показатель «индекс целесообразности аутсорсинга».
Гемофилия А является тяжелым генетическим заболеванием, приводящим без оказания должной терапии к инвалидизации пациентов, в том числе в раннем возрасте. Единственным терапевтическим подходом является пожизненная заместительная терапия препаратами факторов свертывания крови VIII (FVIII). Проведение моделирования объема рынка препаратов свертывания крови позволит оценить уровень обеспеченности пациентов необходимой терапией. Целью исследования явилось проведение моделирования «идеального» рынка препаратов и сравнить его с реальным. В ходе моделирования объема рынка были использованы данные о числе пациентов с гемофилией А на основании данных федерального регистра, а также российских и международных показателях заболеваемости, данные реальной практики о среднедушевом потреблении препаратов факторов свертывания крови и данные о назначении препаратов согласно стандартам и протоколам оказания помощи. Средние годовые объемы потребления препаратов FVIII согласно стандартам оказания помощи составили 406325244 МЕ для детской популяции и 964578678 МЕ для взрослой популяции, т.е. общий объем «идеального» рынка равняется 1370903922 МЕ на всех пациентов. Полученный объем рынка в 1,8 раза выше, чем реальный объем рынка препаратов FVIII, который, согласно данным маркетингового агентства IMS, в 2013 году составил порядка 765000000 МЕ. Проведенное нами моделирование показало, что, несмотря на сравнительно высокое текущее покрытие пациентов, существует потенциал практически двукратного роста.
Формирование открытости и информированности населения России о его правах в системе лекарственного обеспечения (СЛО) признаны одними из главных приоритетов «Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г.».
Современное состояние рынка лекарственных средств растительного происхождения требует пристального внимания исследователей и производителей фитопрепаратов. Постоянное изменение соотношения между использованием синтетических лекарственных средств и препаратов природного происхождения, а также изменение ассортимента растительных лекарственных средств диктует необходимость актуализации нашего представления о том, какие фитопрепараты, каких производителей на сегодняшний день наиболее востребованы. Регулярный контроль над состоянием рынка фитопрепаратов возможен различными путями: анализ учетно-отчетных документов о расходе товаров аптек, анкетирование посетителей аптек, врачей лечебно- профилактических учреждений и т.д. Анализ полученных сведений позволит расширить ассортимент лекарственных препаратов растительного происхождения, применяемых для лечения заболевания различных органов и систем у пациентов любого возраста, протекающих в хронической форме и на этапе восстановительного лечения. Квалифицированное информирование врачей и посетителей аптек со стороны провизора о возможностях применения фитопрепаратов позволит значительно повысить качество оказания лекарственной помощи населению.
Противовирусные средства широко используются в медицинской практике. Они обеспечивают подавление возбудителя и стимуляцию защитных сил организма. Препараты применяются для лечения гриппа и ОРВИ, герпетических инфекций, вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции. Современный фармацевтический рынок представлен широким ассортиментом противовирусных лекарственных препаратов. Для разработки стратегий, используемых в целях повышения эффективности деятельности аптечных организаций, проводятся маркетинговые исследования. Цель данной работы – провести маркетинговые исследования фармацевтического рынка противовирусных лекарственных средств. В ходе работы были использованы следующие материалы исследования: Государственный регистр лекарственных средств, Государственный реестр лекарственных средств, Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, анкеты фармацевтических работников и методы исследования: исторические, социологические, математические методы и метод экспертных оценок. В результате исследования были сделаны следующие выводы: изучены и обобщены данные литературы по классификации и применению противовирусных лекарственных средств, маркетингу, конкуренции; изучен ассортимент противовирусных лекарственных средств на фармацевтическом рынке РФ, выявлены потребительские предпочтения при выборе противовирусных лекарственных средств, проведен анализ получения информации о противовирусных лекарственных средствах фармацевтическими работниками, определена конкурентоспособность противовирусных лекарственных средств; на основании проведенного исследования сформулированы предложения для фармацевтических организаций по формированию ассортимента противовирусных лекарственных средств.
Рыночные преобразования в хозяйственной системе РФ с 1991 г. обусловили смену принципов организации лекарственного обеспечения потребителей и страны, а формирование фармацевтического рынка привело к развитию предпринимательства в этой сфере. Фармацевтический рынок является социально значимым рынком, что приводит к необходимости активной реализации на нем концепции развития конкурентной предпринимательской среды при условии эффективного государственного регулирования и поддержки. Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Государственная политика поддержки малого предпринимательства в России за последнее время стала самостоятельным системным направлением социально-
экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Для создания условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. Целью исследования явился анализ мероприятий, реализуемых в Республике Северная Осетия – Алания, направленных на поддержку развития малого предпринимательства для оценки возможности их применения при открытии аптечной организации.
В статье приведен анализ ассортимента противопролежневых матрасов и подушек, имеющихся на рынке РФ.
Рыночные перемены в экономике России существенно повлияли на фармацевтический рынок, изменив условия работы фармацевтических организаций. Грамотно подобранный перечень дополнительных услуг позволяет повысить конкурентоспособность фармацевтической организации. Дополнительные услуги, оказываемые в аптечной организации, могут быть предоставлены как населению, так и медицинским работникам и коллегам-фармацевтам, работающим в других организациях. Целью исследования являлась разработка системы дополнительных услуг для фармацевтических организаций, расположенных на территории РСО-Алания. Контент-анализ показал повышенный интерес фармацевтических организаций к расширению дополнительных услуг. Социологический опрос посетителей аптек, фармацевтических и медицинских работников позволил сделать вывод о том, что перечень дополнительных услуг, предоставляемый аптечными организациями, ограничен и его необходимо расширять в разных направлениях: фармацевтическом, медицинском и оздоровительном. Так на основе систематизации услуг, оказываемых в аптеках, и изучения спроса дополнительных услуг, была разработана модель пакета дополнительных услуг в фармацевтических организациях.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье рассмотрена динамика отношения студентов к специальности провизора, описаны факторы мотивации при выборе профессии, обоснована устойчивость профессионального выбора, а также рассмотрена удовлетворённость студентов избранной специальностью.
ISSN 2413-2241 (Online)